Как получить компенсацию, если рейс отменили (даже за несостоявшийся полет до 3 лет назад)
Дата отправки: 26.12.2019

Если ваш рейс отменили, заставьте авиакомпанию выплатить вам компенсацию до €600 евро. Возьмите положенное по закону. Используйте информацию из этой статьи, чтобы сделать это самостоятельно или заполните форму, чтобы мы добились справедливости вместо вас.

 

Компенсацию за отмену рейса реально получить, если действовать правильно

Компенсация положена каждому гражданину Украины, который пострадал от неожиданной отмены рейса. Это не привилегия, не редкость, а нормальная европейская практика, которой пользуются тысячи украинских пассажиров.

Возможность получить компенсацию за отмену рейса прописана в разделе 13 Воздушного кодекса Украины, в разделе 16 приказа Министерства инфраструктуры Украины №735 от 30.11.2012 года. В регламентах ЕС N 261/2004 и в европейских конвенциях разных годов.

Но об этом вам не расскажут на стойке регистрации или в рекламных проспектах. Авиакомпании пользуются тем, что пассажиры не знают свои права, и не торопятся отдавать деньги, когда срывают кому то отпуск или важные переговоры в другом городе. Поэтому всего 1-2% пассажиров обращаются за компенсацией при отмене рейса.

Но авиакомпании можно заставить вернуть вам положенное.

Для этого не обязательно судиться (хотя иногда приходится).

В большинстве случаев достаточно не растеряться в момент отмены и действовать, придерживаясь нашего пошагового плана.

Кстати, если ваш случай произошел давно (до 3 лет), вы также можете рассчитывать на компенсацию. Для это необходим лишь электронный билет с номером бронирования.

 

Проверьте, положена ли вам компенсация

Вы можете претендовать на компенсацию, если выполняются сразу все 4 условия:

  1. Соответствует направление рейса.
  2. Ваш полет отменили не больше 3 лет назад.
  3. Полет отменили по вине авиакомпании, а не форс-мажора.
  4. Вас предупредили позднее 14 дней до момента вылета.

Если все совпадает, вы можете получить до 600 евро компенсации. Сумма выплаты будет зависеть от расстояния, на которое вы должны были лететь и альтернативных ходов авиакомпании, которыми она пыталась урегулировать ситуацию.

 

Направление полета

Для граждан Украины размер и условия компенсации за отмену рейса регулируют два основных положения:

  • Украинское законодательство
  • Регламент ЕС 261/2004

Какой из законов применять, зависит от того, какая компания осуществляла рейс, а также из какого города в какой должен был состояться полет. Например:

  1. Европейская компания (Wizzair) летит из Украины в ЕС, из ЕС в Украину или внутри ЕС — ВСЕГДА применяется закон ЕС 261/2004.
  2. Украинская компания (МАУ) летит из Украины в ЕС — такой перелет регламентируется законом Украины.
  3. Украинская компания (МАУ) летит из ЕС в Украину или внутри ЕС — регламентируется ЕС 261/2004.

Используйте нашу форму проверки рейса, чтобы быстро определить, положена вам компенсация, и каким законом регламентируются выплаты.

 

Сроки отмены полета

Если ваш полет попадает под регламент Украинского законодательства, то вы можете вернуть деньги за любой несостоявшийся рейс не позднее, чем 2 года назад. Если отменили европейский рейс и он попадает под действие ЕС 261/2004, вы вправе подать на компенсацию за перелет 3-летней давности.

При этом вы должны понимать, что авиакомпания может не платить компенсацию, если вас предупредили об отмене рейса:

  • За две недели и более до даты отмены рейса.
  • От 7 дней до двух недель до даты вылета. При этом вам предложили альтернативный маршрут, по которому вы должны вылететь не ранее, чем за 2 часа и прилететь не позднее, чем через 4 часа от запланированного графика.
  • Менее чем за 7 дней. Альтернативный маршрут, с вылетом не ранее, чем за 1 час и прилетом не позднее, чем через 2 часа от запланированного графика.

 

Форс мажор

Авиакомпания имеет право отказать в компенсации, если докажет, что отмена рейса и аннуляция бронирования произошла не по ее вине, а причиной стал форс-мажор. Форс-мажор — любая ситуация, на которую авиакомпания не может никак повлиять:

  • Политические обстоятельства — войны, гражданские беспорядки, которые могут помешать вылету.
  • Сильный дождь, снег, шторм или любые другие погодные явления, которые ставят под угрозу безопасность полета.
  • Массовые забастовки персонала аэропортов или профсоюзов пилотов.
  • Болезнь экипажа или пассажиров, риск распространения инфекции.

 

Можно получить компенсациюНельзя получить компенсацию

Самолет сломался и его не успели починить.

Авиакомпания не предусмотрела нестыковки в расписании. Даже если предыдущий рейс самолета отменили из-за плохой погоды.

Самолет забыли заправить и быстро сделать это невозможно.

Авиакомпания продала больше билетов, чем мест в самолете (овербукинг).

На аэропорт обрушился шторм и вылет отменили из-за погоды.

Рейс отменили из-за массовой забастовки пилотов в Европе.

В стране вылета или прибытия случился переворот и новое правительство закрыло аэропорты.

Началась война или активная фаза боевых действий, поэтому нельзя лететь или доставить топливо.

 

Другие причины отказа в компенсации

Если билет на самолет вам достался бесплатно или по какой-то уникальной скидке, которая доступна только вам, а остальным пассажирам нет, то компенсацию вы получить не можете. Но при этом, если вы купили билет по акционной цене, поймали скидку на сайте или воспользовались привилегиями программы лояльности, то вы вправе требовать компенсацию в соответствии с правилами.

Также нельзя получить компенсацию за пассажира, которому не выделяли отдельного места. Например, за ребенка до 2 лет.

Авиакомпания имеет право не платить компенсацию тем пассажирам, которые:

  • опоздали на регистрацию;
  • отказались пройти проверку безопасности;
  • предъявили неправильно оформленные документы.

 

Что делать, когда узнал, что рейс отменили

Если вы уже в аэропорту. Не паникуйте. Сначала решите для себя, есть ли смысл брать альтернативный рейс. Решите в первую очередь вопрос с вылетом, параллельно собирая данные и информацию по компенсации.

  1. Разыщите в аэропорту представителя авиакомпании. Он может быть на стойке регистрации, в местах продажи билетов или в отдельном офисе. Если не можете найти, задайте вопрос на справочной стойке. Если это ночь и в аэропорту никого, позвоните на горячую линию авиакомпании — телефон можно узнать на сайте.
  2. Узнайте у представителей, почему рейс отменили. Важно получить письменное подтверждение отмены. Его вы приложите к заявлению на компенсацию или к исковой претензии в суд. Будьте внимательны — проверьте, кто вам дает информацию. Это должен быть официальный представитель авиакомпании.
  3. Если звоните на горячую линию, запишите разговор. Попросите сотрудника представиться и назвать свою должность. Запись разговора тоже можно будет использовать в качестве доказательства.
  4. Сохраняйте все документы, подтверждающие вашу регистрацию на рейс: билеты, посадочные талоны, багажные бирки. Сфотографируйте их, чтобы краска не выцвела. Сфотографируйте табло аэропорта с информацией об отмене рейса.
  5. Сохраняйте все траты, которые вы понесли из-за отмены: чеки на еду, воду, транспорт, жилье, аптеку, канцелярию и т.д.
  6. Снимайте видео с объяснениями сотрудников, фиксируйте любую информацию, которая подтверждает невозможность вылета и вину авиакомпании в этом.

 

Что, если не попал на рейс из-за овербукинга

Овербукинг — это ситуация, когда авиакомпания продает билетов больше, чем помещается в самолет пассажиров. В таком случае авиакомпания должна найти добровольцев, которые взамен на вознаграждение откажутся лететь переполненным рейсом. Таким пассажирам, кроме согласованного вознаграждения, авиакомпания должна обеспечить один из двух вариантов:

  1. Возврат стоимости билета не позднее, чем в течение 7 дней. Деньги выдают наличными или на карту. По согласованию с пассажиром могут выдать их дорожными чеками или ваучерами равного эквивалента.
  2. Замену на альтернативный рейс в соответствующих транспортных условиях (срок, дальность полета, уровень самолета), если пассажира устроят сроки вылета и прибытия.

Если добровольцев не нашлось или их количество все равно не позволяет борту взлететь, авиакомпания вправе отказать в перевозке случайным пассажирам против их воли. Авиакомпания просто снимает часть людей с рейса.

Если вы попали в такую ситуацию, можете рассчитывать на:

  • компенсацию + возврат денег за билет;
  • компенсацию + альтернативный рейс.

 

Что, если вам поменяли билеты на класс ниже?

Согласно статьи 107 Воздушного кодекса Украины авиаперевозчик не имеет права требовать какой-либо дополнительной платы, если он размещает пассажира в классе, высшем, указанного в билете. Если авиаперевозчик помещает пассажира в классе, ниже указанного в билете, то он в течение семи дней должен возместить пассажиру:

  • 30 процентов тарифа для рейсов дальностью до 1500 км;
  • 50 процентов тарифа для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км;
  • 75 процентов тарифа для рейсов от 3500 км.

Другая компенсация в таком случае не предусмотрена.

 

Чеклист: документы для компенсации за отмену рейса

  1. Сама претензия на выплату компенсации. Единой формы не существует. Еврокомиссия разработала шаблон документа, по которому можно писать претензию в авиакомпанию. К тому же, у каждой авиакомпании на сайте есть соответствующая форма, чтобы заполнить и отправить претензию онлайн. К ней лучше добавить сразу все копии, которые у вас есть.
  2. Фото разворота загранпаспорта.
  3. Копия подтверждения бронирования билета. 
  4. Копия посадочного талона.
  5. Справка авиакомпании (смс, email, письмо на почту) об отмене рейса.
  6. Фото табло, видео общения с представителем компании.
  7. Чеки на неиспользованные брони и дополнительные траты, связанные с отменой.
  8. Подтверждение отмены рейса из независимого источника — представителя аэропорта или хотя бы онлайн-ресурса (например, flightradar).

 

Главное, что надо запомнить

  1. Вернуть деньги можно практически за любой рейс, который отменили менее 3 лет назад (для ЕС) и 2 лет (для Украины). В зависимости от направления вылета и авиалинии.
  2. Максимальная компенсация — до 600 евро.
  3. Вы не получите компенсацию, если об отмене сообщили заранее, был форс-мажор или вы просто потом неправильно оформили и подали документы.
  4. Возврат денег за билеты не отменяет обязанность выплатить компенсацию.
  5. Чтобы доказать расходы, собирайте все чеки, фотографируйте табло, требуйте у представителей авиакомпании официальный ответ, зафиксированный на бумаге. Если говорите по телефону, запишите разговор.

Если не хотите возиться с бумажками, у вас нет времени или банально желания — доверьте это нам. Наш сервис работает по принципу оплата по результату. Мы сделаем всю работу за вас и получим комиссию 20% от компенсации только по факту выплаты. 

Всего за несколько минуты вы можете узнать полагается ли вам компенсация, заполнив простую форму:

 

Поездка отменена из-за коронавируса? Воспользуйтесь нашим сервисом по возврату стоимости билетов!

X